08 сентября 2020 г.
В рамках школы правового просвещения начальником ИДН Вергейчиком С.М. были проведены беседы с учениками 8-11 классов.
Основными причинами совершения правонарушений несовершеннолетними и условиями им способствующими являются: индивидуальные свойства, возрастные, психологические и иные особенностями личности правонарушителя в условиях его неблагоприятного воспитания и формирования (внутренние причины);
обстоятельства непосредственной ситуации, в которой было совершено правонарушение (внешние причины – т.е. условия).
Внутренние причины:
возрастные изменения психики;
психические расстройства;
вредное влияние микросреды;
бытовые взаимоотношения;
пропаганда жестокости и насилия;
низкая организация воспитательной работы;
направленность личности;
низкий культурный и образовательный уровень учащихся и т.п.
Важная роль в генезисе преступного поведения принадлежит внешним условиям, облегчающим совершение преступления, а также конкретно жизненной ситуации. Последняя представляет собой совокупность обстоятельств жизни конкретного лица, способствующих возникновению у него при определенных условиях решимости совершить преступление.
Внешние причины:
отсутствие контроля за поведением;
неучастие в личной жизни несовершеннолетнего родителей, близких;
тяжелые жизненные обстоятельства;
конфликтная ситуация;
Деятельность органов внутренних дел по профилактике несовершеннолетних осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 04.01.2014 г. № 122 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
Инспекция по делам несовершеннолетних (далее – ИДН) – одно из главных звеньев в существующей системе профилактики антиобщественных проявлений среди несовершеннолетних.
В соответствии с вышеуказанным законом деятельность ИДН по профилактике правонарушений несовершеннолетних осуществляется мерами общей и индивидуальной профилактики.
Общая профилактика правонарушений - деятельность, осуществляемая субъектами профилактики правонарушений по предотвращению и пресечению правонарушений, выявлению, анализу, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также выявлению, учету, правовому воспитанию граждан, склонных к противоправному поведению.
Общая профилактика правонарушений, совершаемых подростками, осуществляется в четырех основных сферах:
в семье;
в трудовом коллективе;
в учебных учреждениях;
по месту жительства.
Участковый инспектор ИДН при проведении профилактической работы с несовершеннолетними:
разъясняет последствия совершения ими правонарушений;
выявляет и принимает меры по устранению причин и условий, способствующих совершению ими правонарушений;
собирает и обобщает информационно-статистические материалы на учреждения общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.
Деятельность человека состоит из поступков.
Поступок - главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные качества личности, как хорошие, так и плохие, отношение к проблемам действительности, к окружающим людям.
Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия.
В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значение. Основную часть актов поведения личности составляют поступки правомерные, то есть соответствующие нормам права, требованиям законов, и неправомерное, то есть противоречащее нормам права.
Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, актах, нарушающих право, противных ему. Далеко не каждый человек имеет полное представление о правомерности своих действий.
Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.
Что такое правонарушение?
Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Ст. 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
- Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
- Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от 14-ти до 16-ти лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:
- Убийство (ст. 139)
- Причинение смерти по неосторожности (ст. 144)
- Причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 147)
- Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149)
- Изнасилование (ст. 166)
- Насильственные действия сексуального характера (ст. 167)
- Похищение человека (ст. 182)
- Кражу (ст. ст. 205)
- Грабеж (ст. 206)
- Разбой (ст. 207)
11 Вымогательство (ст. 208)
- Угон транспортного средства или маломерного водного судна (ст. 214)
- Умышленное уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья ст. 218)
14.Захват заложника (ст. 291)
- Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (ст. 294)
- Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (ст. 309)
- Хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст. 327)
- Хулиганство (ст. 339)
- Заведомо ложное сообщение об опасности (ст.340)
- Осквернение сооружений и порчу имущества (ст. 341)
- Побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (ст. 413).
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
ПОЯСНЕНИЕ
Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:
1) за умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);
2) за мелкое хищение (статья 10.5);
3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);
4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);
5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);
6) за разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);
7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);
8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая – третья, пятая статьи 18.3);
9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);
10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);
11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);
12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);
13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 19.4);
14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);
15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);
16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).
- Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.
Приоритетом в работе школы по предупреждению правонарушений и преступлений является проведение ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.
Выделяют следующие стадии откланяющегося поведения подростков:
- неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);
- предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
- противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Проблемы в поведении учащихся:
- Уклонение от учебы вследствие:
неуспеваемости по большинству предметов;
отставания в интеллектуальном развитии;
ориентации на другие виды деятельности;
отсутствия познавательных интересов.
- Низкая общественно-трудовая активность:
отказ от общественных поручений;
пренебрежительное отношение к делам класса;
демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
- Негативные проявления:
употребление спиртных напитков;
употребление психотропных и токсических веществ;
тяга к азартным играм;
курение;
нездоровые сексуальные проявления.
- Негативизм в оценке действительности.
- Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
грубость;
драки;
прогулы;
пропуски занятий;
недисциплинированность на уроках;
избиение слабых, младших;
вымогательство;
жестокое отношение к животным;
воровство;
нарушение общественного порядка;
немотивированные поступки.
- Отношение к воспитательным мероприятиям:
равнодушное;
скептическое;
негативное;
ожесточенное