В новом Уставе пионерской организации положение младших школьников определено следующим образом: «Членом Белорусской республиканской организации может быть любой гражданин Республики Беларусь старше 7 лет независимо от отношения к религии, который признает Устав и выполняет его, принимая участие в деятельности пионерской организации.
Дети и подростки, с 7-16 лет, вступая в организацию только с письменного разрешения своих законных представителей.
Члены организации с 7-10 лет называются «октябрята»». Прием в организацию детей от 7-10 лет проводится одновременно с ритуалом присвоения звания «октябрята» в торжественной обстановке на сборе дружины, при которой они будут работать.
7 10 лет - «новичок» (« октябрёнок»). Название говорит само за себя. То есть тот, для кого в организации все новое, кто готов принять и продолжить традиции и историю организации.
ЗНАЧОК – отличительный знак младших школьников. Значок представляет собой пятиконечную звёздочку, три верхних луча которой окрашены в красный, а два нижних – в зелёный цвет. В центре звездочки – карта Республики Беларусь золотистого цвета. От верхних лучей отходят три языка пламени золотистого цвета, на первом из которых часть окрашена в красный и зелёный цвета, соответствующие флагу Республики Беларусь. Звёздочка имеет окантовку золотистого цвета.
ИГРА - «Октябрёнок» в организации живет играя. Пока ему недоступны настоящие походы и приключения, он находит их с помощью своего «лидера», путешествуя заочно. Ролевые игры, в которых «наследник» превращается то в моряка, то в индейца, то в геолога, и развлекают и развивают его.
ИСПЫТАНИЕ - у «новичка» оно- первое. Собственно – это не испытание, а проба сил. Проходит обычно, в виде игры – путешествия по станциям, где «октябрята» выполняют различные задания. После этого «октябрёнку» может быть присвоен первый пионерский разряд «Октябрёнок». «Октябрёнок» дает Торжественное обещание и вступает в БРПО.
Что такое программа «Октябрята»?
Это последовательная система действий пионерской организации, направленных на подготовку младших, на смену старшим членам организации.
Цель программы: через использование в работе с младшими школьниками приобретенных в других программах умений и навыков, научить члена организации предъявлять, раскрывать себя, помочь овладеть организационными навыками, научить заботиться об имидже организации, ее авторитете, традициях.
Педагоги-организаторы, вожатые свою работу в пионерских дружинах по программе «Октябрята», строят, используя разнообразные формы воспитательной деятельности.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
Цели октябрятских групп:
- Воспитать гражданина, любящего свой край, семью, страну.
- Формировать личность, способную к самоопределению, самореализации, конкурентно способную;
- Воспитывать и развивать у детей личностные качества, способствующие самореализации человека, интеллектуальному и духовному росту.
- Формировать навыки здорового образа жизни.
- Стать школой общественного становления ребёнка, помочь детям занять активную позицию в освоении социального опыта.
- Формировать интерес к пионерской организации, дать детям возможность реализовать в коллективе значимые для данной возрастной группы потребности, широко общаться со сверстниками и взрослыми, выполнять определённую общественную роль, получать признание и оценку своим действиям, приобретать новые впечатления, знания и умения для освоения окружающего мира.
Задачи воспитания в октябрятской группе:
- Создать яркие, эмоциональные представления о своей стране окружающем мире;
- Научить действовать в коллективе, вместе с товарищами на пользу людям;
- Формировать гуманные отношения к окружающему миру, разбудить чувства сострадания, милосердия;
- Развивать индивидуальные интересы и способности детей, обогащая на их основе жизнь октябрятского коллектива.
Основные принципы работы с октябрятами:
- Общественная направленность деятельности;
- Воспитание в коллективе и через коллектив;
- Разнообразие деятельности с целью развития различных интересов;
- Развитие самостоятельности и активности;
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
- Широкое применение разнообразных игр и включение игровых элементов в различные виды деятельности октябрят.
СИМВОЛИКА:
В символике октябрятских групп возможно сочетание единых и вариативных символов и атрибутов.
Единым для всех октябрят является нагрудный знак - октябрятская звёздочка
Октябрята носят на левой стороне груди звездочку.
Вариативной может быть атрибутика октябрятской группы, которая создается самими детьми и их вожатыми. Это различные эмблемы, шевроны, головные уборы, которые отражают особенности содержания деятельности групп в данный момент, желанную для детей перспективу и взаимоотношения с тем или другим коллективом взрослых. Учитывая стремление к оценке, как одну из ведущих потребностей младшего школьника, возможно ввести систему знаков, степеней, отличий для группы звездочки, каждого октябренка. С их помощью отмечаются различные успехи октябренка: в учении, в октябрятской работе, спорте, творческих занятиях, организаторской деятельности.